Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923)

Имя Александра Николаевича Лодыгина связано главным образом с построением электрической лампы накаливания. Как известно, приоритет изобретения лампы накаливания оспаривался очень многими изобретателями, и по поводу него возникло много споров. Построив более совершенную лампу, чем другие изобретатели, А. Н. Лодыгин впервые превратил ее из физического прибора в практическое средство освещения.

А. Н. Лодыгин показал преимущества применения вольфрамовой проволоки и, таким образом, положил начало производству гораздо более экономичных ламп накаливания, чем угольные лампы раннего периода.

А. Н. Лодыгин подготовил почву для успехов П. Н. Яблочкова и, несомненно, оказал сильное влияние на Т. А. Эдисона и Д. Свана, которые, пользуясь принципом действия лампы накаливания, утвержденным трудами А. Н. Лодыгина, превратили этот прибор в предмет широкого потребления.

Посвятив много лет построению и усовершенствованию лампы накаливания, А. Н. Лодыгин не нашел признания в современной ему России. Продолжая свою работу в Америке, А. Н. Лодыгин надеялся, что ему удастся возвратиться в Россию. Русские ученые не порывали связи со своим выдающимся соратником. Он избирается почетным членом Общества русских электротехников, а в 1923 году Русское техническое общество торжественно отпраздновало 50 лет со дня первых опытов А. Н. Лодыгина по освещению лампами накаливания.

А. Н. Лодыгин родился 18 октября 1847 года в имении родителей в Тамбовской губернии. По семейной традиции ему готовилась военная карьера. Для получения среднего образования он был отдан в Воронежский кадетский корпус, в котором обучался до 1865 года. По окончании Кадетского корпуса д. Н. Лодыгин прошел курс обучения в Московском юнкерском училище и был произведен в подпоручики, после чего началась его армейская служба. Наличие несомненных инженерных способностей отвлекло А. Н. Лодыгина от военной карьеры. Прослужив обязательный срок, он вышел в отставку и никогда более не возвращался в армию. Начав после выхода в отставку работу на заводах, А. Н. Лодыгин занимался построением летательных аппаратов. В 1870 году им была разработана конструкция летательного аппарата тяжелее воздуха, и он предложил ее Комитету национальной обороны в Париже для использования в условиях происходившей в это время франко — прусской войны. Его предложение было принято: он был вызван в Париж для построения и испытания его аппарата. Но как только Франция потерпела поражение в войне, от этой затеи отказались, и А. Н. Лодыгин вернулся в Россию после безуспешного пребывания за границей.

В России А. Н. Лодыгин очутился в тяжелом материальном положении и был вынужден принять первую попавшуюся работу в Обществе нефтяного газа «Сириус». Он начал там работать техником, занимаясь в свободное время разработкой ламп накаливания. Этой технической проблемой он увлекся в связи с работой над построением летательного аппарата, для освещения которого такой источник света был более пригоден, чем какой?либо другой.

После возвращения из Парижа он начинает слушать лекции в Петербургском университете, стараясь ближе ознакомиться с новейшими течениями научной мысли в области учения об электричестве.

К концу 1872 года А. Н. Лодыгин располагал несколькими экземплярами ламп накаливания, которые можно было публично Демонстрировать. Ему удалось найти прекрасных механиков в лице братьев Дидрихсон, из которых один — Василий Федорович Дидрихсон — собственноручно изготовил все конструкции ламп накаливания, разрабатывавшиеся А. Н. Лодыгиным, внося при этом уже во время изготовления ламп существенные технологические усовершенствования.

А. Н. Лодыгин в первых своих опытах производил накаливание током железной проволоки, затем большого числа мелких стерженьков из кокса, зажатых в металлических держателях. Опыты с железной проволокой были им оставлены как неудачные, а накаливание угольных стерженьков показало, что таким методом можно не только получить более или менее значительный свет, но и разрешить одновременно другую очень важную техническую проблему, носившую в то время название «дробления света», т. е. включения большого числа источников света в цепь одного генератора электрического тока. Последовательное включение стерженьков было очень простым и удобным. Но накаливание угля на открытом воздухе приводило к быстрому их перегоранию. А. Н. Лодыгин построил в 1872 году лампу накаливания в стеклянном баллоне с угольным стерженьком. Его первые лампы имели по одному угольному стержню в баллоне, причем из баллона воздух не удалялся: кислород выгорал при первом накаливании угля, а дальнейшее накаливание происходило в атмосфере остаточных разреженных газов.

Уголек имел продолжительность горения приблизительно 30 минут, воздух проникал внутрь колбы и ускорял перегорание угля.

Лампа этой конструкции была негодной для практического применения. В 1873 году была построена лампа, более усовершенствованная с точки зрения продолжительности службы. Она содержала два угольных стерженька, из которых один горел в течение 30 минут и выжигал кислород, после чего второй стерженек горел в течение 2 часов. Эта лампа демонстрировалась А. Н. Лодыгиным в 1873 и 1874 годах.

В Технологическом институте и других учреждениях А. Н. Лодыгин прочел много лекций об освещении лампами накаливания. Эти лекции привлекали большое число слушателей. Но историческое значение имела установка электрического освещения лампами накаливания, устроенная А. Н. Лодыгиным осенью 1873 года на Одесской улице в Петербурге. Вот как описывает это устройство инженер Н. В. Попов, лично присутствовавший на этих демонстрациях: «На двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнем с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно было читать при керосиновом освещении и при электрическом. На панели между фонарями лежали провода с резиновой изоляцией, толщиной в палец…»

Эти опыты стали первым случаем публичного применения лампы накаливания.

В 1875 году была построена более совершенная конструкция ламп накаливания.

Демонстрирование освещения с помощью ламп Лодыгина в Адмиралтейских доках в 1874 году показало, что морское ведомство может получить большую пользу от применения освещения лампами накаливания во флоте. Среди научных и промышленных кругов интерес к работам А. Н. Лодыгина после этого сильно возрос. Академия наук присудила ему Ломоносовскую премию, подчеркнув этим научную ценность его трудов. Блестящие успехи А. Н. Лодыгина привели к тому, что вокруг него стали группироваться предприниматели, заботившиеся не столько об усовершенствовании лампы, сколько о возможных прибылях. Это и погубило все дело. «Изобретение Лодыгина вызвало большие надежды и восторги в 1872–1873 гг. Компания, составившаяся для эксплуатации этого совершенно невыработанного и неготового способа, вместо энергичных работ по его усовершенствованию, на что надеялся изобретатель, предпочла заняться спекуляциями и торговлей паями в расчете на будущие громадные доходы предприятия. Понятно, что это был самый надежный, совершенный способ погубить дело, — способ, который не замедлил увенчаться полным успехом. В 1874–1875 гг. об освещении Лодыгина не было более разговоров», — писал современник.

А. Н. Лодыгин, попав в состав такого наспех организованного предприятия, потерял по существу самостоятельность. Это видно хотя бы из того, что все последующие конструктивные варианты лампы накаливания даже не носили имени Лодыгина, а назывались то лампами Козлова, то лампами Конна. Козлов и Конн — владельцы акций так называемого «Товарищества электрического освещения А.Н. Лодыгин и К°», — никогда не занимавшиеся конструкторской работой и, конечно, никаких ламп не построившие. Последняя по времени выпуска конструкция лампы имела 4–5 отдельных стержней, в которой каждый уголь автоматически включался после выгорания предыдущего угля. Эта лампа также носила название «лампы Конна».

Изобретением А. Н. Лодыгина в 1877 году воспользовался Эдисон, знавший о его опытах и ознакомившийся с образцами его ламп накаливания, привезенными в Америку морским офицером А. М. Хотинским, и начал работать над усовершенствованием ламп накаливания.

Со стороны официальных учреждений А. Н. Лодыгину также не удалось встретить благожелательного отношения. Подав, например, 14 октября 1872 года заявку в Департамент торговли и мануфактур на «Способ и аппараты дешевого электрического освещения», А. Н. Лодыгин получил патент только 23 июля 1874 года, т. е. его заявка почти два года странствовала по канцеляриям.

Ликвидация дел «Товарищества» поставила А. Н. Лодыгина в очень тяжелое финансовое положение. Он направляет в Америку патентную заявку на угольную лампу накаливания; уплатить, однако, установленных патентных сборов он не мог и не получил американского патента.

В середине 1875 года А. Н. Лодыгин начал работать в качестве слесаря — инструментальщика в Петербургском арсенале, в 1876–1878 годах он работал на металлургическом заводе принца Ольденбургского в Петербурге. Здесь ему пришлось столкнуться с совершенно новыми вопросами, относившимися к металлургии; под их влиянием и в результате знакомства с электротехникой, приобретенного за время работ над электрическим освещением, у него появился интерес к вопросам электроплавки, и он начал работать над построением электрической печи. В 1878–1879 годах в Петербурге находился П. Н. Яблочков, и А. Н. Лодыгин начал работать у него в мастерских, организованных для производства электрических свечей. Работая там до 1884 года, он вновь сделал попытку производства ламп накаливания, но она ограничилась лишь небольшими по объему опытными работами.

В 1884 году А. Н. Лодыгин окончательно решил уехать за границу. Несколько лет он проработал в Париже, а в 1888 г. приехал в Америку. Здесь работал сначала в области ламп накаливания над изысканием лучшего материала, чем уголь, для тела накала. Несомненно выдающимися и основоположными в этом направлении были те его работы, которые связаны с изготовлением тела накала из тугоплавких металлов. В Америке ему были выданы патенты в 1893 и 1894 годах на калильное тело для ламп накаливания из платиновых нитей, покрытых родием, иридием, рутением, осмием, хромом, вольфрамом и молибденом. Эти патенты сыграли заметную роль в развитии работ над построением ламп накаливания с металлической нитью; в 1906 году они были приобретены концерном «Дженерал электрик».

В 1894 году А. Н. Лодыгин поехал из Америки в Париж, где организовал электроламповый завод и одновременно принимал участие в делах автомобильного завода «Колумбия», но в 1900 году он снова возвращается в Америку, участвует в работах по постройке нью — йоркского метрополитена, работает на крупном аккумуляторном заводе в Буффало и на кабельных заводах.

Исход Русско — японской войны очень огорчил А. Н. Лодыгина. И хотя в это время его материальное положение в Америке было прочным, как специалист он пользовался большим авторитетом, его творческие силы были в полном расцвете, — он пожелал вернуться в Россию, чтобы на Родине применить свои обширные и разносторонние знания инженера. Он вернулся в Россию в конце 1905 года. Но здесь была послевоенная экономическая депрессия. Методы американской промышленности и новости заокеанской техники в это время никого в России не интересовали. И сам А. Н. Лодыгин оказался лишним. Для А. Н. Лодыгина нашлось лишь место заведующего подстанциями городского трамвая в Петербурге. Эта работа не могла его удовлетворить, и он покинул Россию.

Последние годы в Америке после возвращения из России А. Н. Лодыгин занимался исключительно конструированием электрических печей. Он построил крупнейшие электропечные установки для плавки металлов, мелинита, руд, для добычи фосфора и кремния. Им были построены печи для закалки и отжига металлов, для нагрева бандажей и других процессов. Большое число усовершенствований и технических нововведений было им запатентовано в Америке и в других странах.

16 марта 1923 года в возрасте 76 лет А. Н. Лодыгин скончался в США.

Основные события жизни

1865 г. — А. Н. Лодыгин по окончании Кадетского корпуса прошел курс обучения в Московском юнкерском училище и был произведен в подпоручики.

1870 г. — А. Н. Лодыгин разработал конструкцию летательного аппарата тяжелее воздуха.

1872 г. — А. Н. Лодыгин публично демонстрирует свое новое изобретение — лампу накаливания.

1874 г. — А. Н. Лодыгин получил патент на свое изобретение.

1878–1879 гг. — А. Н. Лодыгин начал работать в мастерских П. Н. Яблочкова.

1888 г. — А. Н. Лодыгин переехал в Америку.

1894 г. — А. Н. Лодыгин поехал из Америки в Париж, где организовал электроламповый завод.

1906 г. — Патенты А. Н. Лодыгина приобретены концерном «Дженерал электрик».

1900 г. — А. Н. Лодыгин снова возвращается в Америку, участвует в работах по постройке нью — йоркского метрополитена.