Хронология

Календарь на один год – это, конечно, важно, но есть еще такая вещь, как хронология, счет лет, возникший гораздо позже календаря. «Сконцентрированная история», как ее иногда называют. И в самом деле, разве мало говорят воображению человека, хорошо знакомого с историей, сухие даты: 1914, 1917, 1941, 1945?

Но эти даты становятся осмысленными только тогда, когда ясно, от какой точки они отсчитываются. Эти точки называются календарными эрами. Последовательный счет лет во всех системах календаря ведется от какого-либо исторического или легендарного события – начальной эры. В большинстве стран мира применяется так называемое Христово летосчисление, впервые предложенное в 525 году римским монахом Дионисием Малым; начальной эрой в нем служит «Рождество Христово», сокращенно – Р. Х., а в России ее обозначают «н. э.», что значит «наша эра» (или «новая эра»).

Но тогда, когда жил Дионисий, его «открытие» прошло незамеченным. Вплоть до 1431 года все энциклики папы римского датируются от Сотворения мира. От Сотворения мира вели счет годам и в России, вернее от сотворения Адама, которое (в соответствии с постановлением Никейского собора) произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу. 1492 год был, например, 7000 годом от Сотворения мира. Он должен был начинаться в марте, но царь Иван III перенес новогодие на 1 сентября.

Люди считают время так, как им нужно, и не применяют иные системы счета не потому, что не умеют, а потому, что нужды в переменах не видят. А в чем же заключается практический смысл хронологии? В отношениях – хозяйственных и политических. Внутри отдельной семьи, между семьями внутри общины, между общинами внутри государства и между государствами.

Хронология возникает только с образованием государства. И хронология эта была вовсе не привычным нам теперь последовательным счетом лет. Восшествие «к кормилу власти» очередного правителя было весьма торжественной датой, немудрено, что она и становилась «точкой отсчета». Так хронология от Рождества Христова, принятая лишь в XV веке, сыграла роль единой шкалы, на базе которой религиозные ученые начали объединять факты из истории разных народов планеты в общую историю цивилизации.