Византийская медицина X–XIII веков

Византийцы уделяли внимание медицине и в последующее время. И опять их прежде всего интересовала практическая сторона дела. Хотя люди в большинстве случаев на болезни смотрели как на наказание Божье, как на ниспосланные Богом за грехи испытания, которые надо стойко переносить и бороться с которыми следует только молитвами и заклинаниями, тем не менее желали излечения, а врачи были убеждены, что лечение возможно.

В византийских источниках постоянно встречаются сведения о врачах. Например, в написанном Симеоном Метафрастом добавлении к «Житию Сампсона Ксенодоха», покровителя медиков, рассказывается о праздновании дня его памяти (27 июня) и о шествии, которое устраивали для поклонения его останкам, покоившимся в храме св. Мокия. О враче, которого обычно приглашали к больным, говорится в «Житии Василия Нового» (X век).

Врачей, лечивших Исаака I Комнина и поставивших ему неправильный диагноз, упоминает Михаил Пселл в своей «Хронографии». Высокую оценку медицинским познаниям Николая Калликла, Михаила Пантехии и евнуха Михаила, придворных медиков, находившихся у постели больного Алексея I Комнина и оказывавших ему помощь, дает Анна Комнина. О враче Соломоне, к которому этот император проявлял необычайную благосклонность, пишет Вениамин Тудельский.

Таким образом, данные источников показывают, что в Константинополе было довольно много врачей для обслуживания определенного круга пациентов, живущих в той или иной части города. Жители провинций в поисках исцеления обращались за помощью к константинопольским врачам. «Житие Мелетия Нового» (XI–XII века) рассказывает об одном неизлечимо больном, проживающем в Элладе, который растратил все свое состояние, посещая столичных медиков. Однако опытных врачей можно было встретить и в провинциальных городах: в том же «Житии Мелетия Нового» говорится о весьма знаменитом враче, жившем в Афинах при Комнинах, – Феодосии, которого для лечения больных приглашали даже в Фивы.

Вместе с тем среди врачей бывали разного рода шарлатаны и мошенники. Об одном таком идет речь в небольшом юмористическом произведении «Палач, или Врач» Феодора Продрома, где он рассказывает о своем неудачном визите к эскулапу, пытавшемуся удалить у него зуб. Феодор Продром детально описывает процесс лечения: сначала врач разрезал ему десну, затем ухватил больной зуб инструментом, с помощью которого можно было вырвать клык у слона, а не только удалить зуб у человека. В результате горе-лекарь сумел лишь отломить часть зуба пациента.

Предостерегает своих детей от обращения к медикам и Кекавмен, который рекомендует не доверять врачам, а лечиться самостоятельно, так как приглашенный эскулап нередко использует свои знания для собственного обогащения, а не для лечения больного.

В вопросах медицины хорошо разбирались не только врачи-профессионалы, но и образованная элита византийского общества. Михаил Пселл считал себя сведущим медиком, во многом превосходящим профессионалов. Он точно определил заболевание Исаака I Комнина, предсказал его течение; он же обстоятельно описал подагру Константина IX Мономаха. Прекрасно осведомлен был в симптомах различных заболеваний патриарх Фотий; он мог поставить диагноз и даже назначить курс лечения. Евстратий Никейский был знаком с популярной в его время теорией о наличии в организме человека двух проток, через которые пища и жидкость попадают внутрь: в желудок и в слизистое место, холодную флегму. Знаниями по медицине обладал Феодор Продром, который описал заболевание оспой и дал рекомендации о приеме пищи, необходимой организму в различные месяцы года. Анна Комнина приобрела столь глубокие познания в медицине, что могла разобраться в предложениях врачей, окружавших ее тяжело заболевшего отца Алексея I Комнина, и выразить свое согласие или несогласие с методами их лечения.

Вопросами медицины в Византии живо интересовались многие аристократки, которые проявляли большую заботу о своей внешности. Их привлекали помещенные в медицинских трактатах рецепты, в которых давались советы по уходу за кожей лица и описывались препараты, помогающие бороться с морщинами, выпадением волос, дурным запахом изо рта. Используя некоторые наставления, женщины сами занимались приготовлением косметических средств. По свидетельству Михаила Пселла, много внимания изобретению и составлению всевозможных благовонных мазей и смесей, дающих возможность сохранить молодость и красоту, уделяла императрица Зоя. Один из составленных ею косметических рецептов получил широкое распространение и под именем «Мазь госпожи Зои-царицы» был включен в медицинский трактат.

Византийская медицина
Вправление вывиха позвоночника

При лечении той или иной болезни византийские медики принимали во внимание время года и сезонность определенных заболеваний, учитывали месяц, местность, климат, возраст, условия и образ жизни пациентов. Также придавали огромное значение правильному питанию как во время болезни, так и в здоровом состоянии. Больным прописывали диету, исходя из заболеваний, характерных для того или иного сезона года. Постепенность в диете медики считали одним из непременных условий здоровья человека. Полагают, что в этом они следовали советам Гиппократа. Конечно, может быть и наоборот: в трактате, приписанном Гиппократу, отражена практика византийской медицины.

До нашего времени дошло много стихотворных произведений под общим названием «О двенадцати месяцах», в которых византийские авторы давали указания, какую пищу следует употреблять в каждом месяце года, а от какой следует воздерживаться, и как ее готовить. Большинство этих произведений (но не все) анонимные; они далеко уступают по богатству содержания аналогичным сочинениям видных ученых (Калликла, Феодора Продрома). Наиболее значительным среди подобных трудов является трактат Иерофила (XII век) «О различной пище для каждого месяца и ее употреблении». Но, если верить историкам, материал для работы Иерофил заимствовал не из практики, а из сочинения Гиппократа «О диете».

Большое значение для здоровья, по мнению византийских врачей, имел и образ жизни. От неумеренного образа жизни в организме появляются дурные соки, портящие здоровье человека.

Важным лечебным средством считали византийские врачи и мытье в банях. О целебных свойствах бани с восторгом отзывается в одном из писем Михаил Хониат. Некоторые монастырские предписания содержат рекомендации монахам, чувствующим себя нездоровыми, посещать бани. Михаил Пселл составил компендий с названием «Лучший врачебный труд, написанный ямбами» и предназначенный для учебных целей, и он же написал трактат «О бане», в котором, правда, предостерегает и от чрезмерного увлечения купанием. Много внимания он уделял проблемам питания: в сочинении «О диете» дал характеристику растительных и животных продуктов и их воздействия на здоровье человека.

Основными же способами лечения больных в Византии были кровопускание и выведение «излишков» из организма с помощью слабительного. Составитель анонимного медицинского трактата неоднократно возвращается к обсуждению вопроса, в какое время года и при каких обстоятельствах необходимо прибегать к очищению «тела от накопляющихся излишков с помощью кровопускания и прочих средств».

Так же нередко для лечения отдельных видов болезней прибегали к хирургическому вмешательству, о чем свидетельствуют дошедшие до нас перечни хирургических инструментов, находившихся в распоряжении врачей, применявших, кстати, различные обезболивающие средства. Наряду с усыпляющими препаратами при операциях использовали «местный наркоз». Анонимный автор описывает способ приготовления усыпляющих и обезболивающих средств. Усыпляющие рекомендовалось давать нюхать, обезболивающие – разводить водой, доводить до нужной консистенции и наносить на то место тела, которое необходимо было прооперировать или прижечь.

Применяли и лекарственную терапию, используя целебные свойства различных растений. В ход шли виноград, сандал, яблоки, айва, груши, гранаты, сливы, майоран, ромашка, лилия, миндаль, сезам, нарцисс, мирт, сельдерей, петрушка, хрен, тыква, укроп, свекла, чечевица, полынь, ревень, чеснок, лук, капуста и т. д. Из них составляли различные настойки, отвары, лекарства, мази. В рукописях встречается бесчисленное множество рецептов. Но фармакологии как независимой отрасли в Византии не существовало, врачи сами были своего рода аптекарями и фармацевтами, сами собирали лекарственные травы и изготовляли из них лечебные препараты.

При Константине VII Багрянородном по его приказу была создана Феофаном Нонном краткая медицинская энциклопедия, базирующаяся на «Синопсисе» Оривасия и эксцерптах из произведений ранневизантийских врачей Аэция из Амиды, Александра из Тралл и Павла Эгинского. Работа распадается на 297 глав, в которых речь идет преимущественно о лекарствах, изготовленных как в домашних условиях, так и профессионалами. К описанию самих болезней и их лечения, особенно к хирургии, Феофан Нонн не проявляет особого интереса. Им же было составлено сочинение «О диете». Оба трактата снабжены предисловиями, которые не оставляют никакого сомнения, что они были написаны по заказу Константина VII.

Известно, что правительство и церковь учреждали для лечения населения больницы-восокомии. Правительство старалось обеспечить их опытными специалистами, следило за подготовкой врачей и гарантировало им средства существования. Одной из известных клиник в Константинополе была лечебница Евбула, о которой рассказывается в «Житии Луки Столпника». Для бедных и бездомных женщин в столице был основан родильный дом. Лечебные учреждения чаще всего создавались при больших церквах. Так, Феофилакт Никомидийский построил больницу при главном храме Никомидии, привлек для работы в ней врачей и обслуживающий персонал, предоставил кровати и постельные принадлежности для больных.

В Константинополе существовали и специальные больницы, где лечили психически ненормальных людей. Одна из них помещалась при церкви св. Анастасии, считавшейся целительницей умалишенных, другая находилась при церкви во Влахернах.

Особенно много внимания организации больниц уделяли в XI–XII веках. Иоанн II Комнин и его супруга Ирина не только строили лечебницы, но и выработали точные правила по их управлению. В 1136 году ими была основана клиника при монастыре Пантократора на 50 коек с несколькими отделениями: хирургическим, гинекологическим, для больных с обычными заболеваниями и для страдающих различными острыми болезнями (желудочными, глазными и т. п.), с постоянным штатом врачей и ассистентов – хирургов и акушерок. Их труд оплачивался деньгами и хлебом. Кроме того, они пользовались определенными льготами: им полагалась бесплатная квартира с освещением, и предоставлялись монастырские лошади, но им категорически запрещалась частная практика.

При этой больнице была создана медицинская школа, где занятия по медицине вел Михаил Италик. В теории основное внимание уделялось изложению Гиппократа и Галена. Для практики, описывая слушателям различные болезни, учитель показывал им пациентов, находившихся на излечении. В школе при больнице обучались и дети врачебного персонала, желавшие унаследовать профессию. Но византийские медики изучали симптомы различных заболеваний и строение человеческого организма не только на больных; иногда врачам передавали преступников, которых они использовали для наблюдения за деятельностью внутренних органов.

Византийские медицинские инструменты
1. Плоская круглая ложка. 2. Ложка в форме зонда. 3. Небольшие ножницы. 4. Пинцет. 5. Акушерский захват. 6. Щипцы. 7. Ранорасширитель. 8. Пила для костей. 9. Хирургический нож. 10. Катетер. 11. Малое зеркало. 12. Игла. 13. Игла для удаления катаракты. 14. Хирургический нож для удаления катаракты.

Большую заботу о здоровье воинов проявляли их командиры, византийские военачальники, старавшиеся соблюдать определенные правила санитарии и гигиены в подчиненном им войске. Следуя рекомендациям, они стремились устраивать лагерные стоянки вдали от болотистых мест и полей недавних сражений, опасаясь вспышек эпидемий, избегать длительного пребывания на одном месте. Командиры следили за тем, чтобы их солдаты имели при себе необходимый запас лекарственных и целебных средств (бальзама и разнообразных мазей) и перевязочного материала.