Монитор

Монитор — это то, с чем мы общаемся большую часть своего времени работы с компьютером. Хороший монитор — это очень важно! И удобство работы с ПК, и ваша работоспособность, и ваше здоровье, в конечном итоге, зависят от того, перед каким монитором вы сидите.

Первое заметное отличие между мониторами — размер экрана. Как и в телевизорах, оно измеряется по диагонали. Существуют мониторы с диагональю от 14" (о меньших говорить не будем) до 40" (их, правда, уже называют не мониторами, но это не суть важно). Чем больше размер, тем удобнее с ним работать и тем больший объем информации можно вывести на экран.

Второе отличие — габариты и, соответственно, вес самого монитора. Третье — плоскость экрана. Раньше все катодные трубки имели выпуклую поверхность. При этом изображение также кажется выпуклым. И если для набора текста в Word это не имеет никакого значения, то в проектировочных CAD-системах и, более того, в 3D-моделировании создает определенные неудобства. Поэтому были разработаны трубки Trinitron, в которых изображение выводилось на поверхность не сферы, а цилиндра. Проектировщикам стало легче, но не намного. И сейчас выпускаются электронно-лучевые трубки — Sony FD Trinitron, Mitsubishi DiamondTron NaturalFlat, LG Flatron, Samsung DynaFlat, Panasonic PureFlat — с плоским экраном. Правда, это достигается обманом не геометрии, а человеческого глаза: стекло экрана по площади делается разной толщины. Глаз воспринимает изображение с передней — плоской — поверхности, а электронный луч рисует его по внутренней поверхности специально подобранной формы (почти сфера — с учетом коэффициента преломления стекла). И изображение на самом деле становится практически плоским. Людям, работавшим с обычными мониторами, оно начинает казаться вогнутым — пока не привыкнут.

К электрическим параметрам в первую очередь относится частота кадровой развертки. Чем она выше, тем меньше мерцание экрана и тем меньше устают глаза при длительной работе с компьютером. Минимально допустимой считается частота 60 Гц, нормальной — от 75 Гц и выше. У каждого человека минимальная частота индивидуальна — лишь бы не мерцал экран.

Нужно согласовывать возможности монитора и видеокарты. Если карта может выводить сигнал с параметрами, которые монитор не воспринимает, то могут быть различные нехорошие последствия. И если для современных мониторов срыв синхронизации однозначно означает отключение видеоусилителя, то в более старых мониторах видеоусилитель просто выходит из строя.

Как известно, в цветных электронно-лучевых трубках находятся три электронные пушки — по количеству цветов — красная, зеленая, синяя. Чтобы каждая пушка засвечивала люминофор только своего цвета, в кинескопе применяется специальная маска с отверстиями, соответствующими цветам люминофорного покрытия. Форма отверстий в маске (и люминофора) в некотором роде определяет потребительские свойства электронно-лучевой трубки.

Рис. 2.13. Современные мониторы ЭЛТ (слева) и TFT (справа)

Шаг точек растра определяет качество изображения. В теневой маске он измеряется по диагонали — это расстояние между ближайшими точками одного цвета. Для апертурной решетки — по горизонтали — расстояние между полосами люминофора одного цвета. Шаг точек определяет количество точек на экране и, соответственно, оптимальное разрешение для каждой конкретной диагонали монитора.

В старых мониторах шаг равнялся 0,39 мм, и мониторы с диагональю 14" просто физически не могли поддерживать разрешение выше 640?480 точек сейчас все мониторы имеют шаг от 0,28 мм (для простых дешевых моделей) до 0,20 мм (в профессиональных). Но это не означает, что вы можете делать с изображением все, что только вам вздумается, в 15-дюймовом мониторе вы можете установить разрешение 1024?768 точек, но при диагональном шаге 0,28 мм (примерно 0,24 мм по горизонтали и 0,14 мм по вертикали) в реальные размеры видимой области экрана не поместятся ни 1024 точки по горизонтали, ни 768 точек по вертикали. И такое разрешение будет осуществляться с потерей части пикселей, от чего ухудшится четкость мелких деталей.

В последнее время начали распространяться мониторы с экранами из светодиодов или жидких кристаллов. Они имеют некоторые преимущества по сравнению с мониторами на обычных кинескопах: меньший вес, меньшую толщину и занимаемое место, много меньшее энергопотребление. А также отсутствие любых излучений экрана в связи с отсутствием в таком мониторе высоких напряжений питания.

Но имеются у них и недостатки. В первую очередь — высокая стоимость, которая уменьшается достаточно медленно. А самое главное — эти мониторы имеют строго определенное разрешение, связанное с количеством физических элементов отображения (жидких кристаллов) на экране. И последняя проблема связана с высокой инерционностью этих экранов. Смотреть на таких мониторах видеоклипы с быстроменяющимся сюжетом затруднительно, так что пока они имеют, в основном, только офисное применение.

Конечно, изготовители таких мониторов знают об этих проблемах и стараются их устранить. Уже существуют технологии, позволяющие изготавливать экраны с малой инерционностью. Появились новые TFT-мониторы с заявленным временем отклика 12 мс и даже 8 мс, чего вполне достаточно даже для динамичных игр. И также есть технологии улучшения изображения при изменении его размеров (разрешения). Но, к сожалению, все это пока только еще больше увеличивает их стоимость и не способствует их широкому распространению.