Мышь

Мышь — наиболее популярное устройство управления компьютером. Длинный «хвост» и круглая форма стандартной мыши несколько напоминают грызуна с таким же названием. Раньше мыши были достаточно простыми устройствами, выполняющими одну основную задачу: «указать-и-щелкнуть», но сегодня они становятся более сложными.

Многие из них имеют дополнительные программируемые клавиши, позволяющие выполнять некоторые команды. Некоторые мыши снабжены роликами для прокрутки, позволяющими просматривать документы и изображение на экране, не щелкая на полосе прокрутки (рис. 2.15). Вдобавок к усовершенствованным функциям управления современные мыши конструктивно разрабатываются с учетом требований эргономики, чтобы уменьшить травмы рук от напряжения, вызванного частым ее использованием. В последнее время стали появляться также беспроводные мыши. Они общаются с компьютером по радио или инфракрасному каналу.

Рис. 2.15. Почти нормальные мыши

Все мыши снабжены разъемом для подключения к последовательному порту или к порту PS/2, как и клавиатура. Во избежание путаницы, их разъемы изготовляются разноцветными. Разъемы последовательных портов имеют трапециевидную форму и имеют 9 контактов, хотя в более старых моделях ПК применялись и с 25 контактами. Также выпускаются мыши с подключением к порту USB, хотя польза от этого небольшая.

Мышь является стандартным устройством управления компьютером, но в некоторых ситуациях или в определенных программах более удобны другие устройства управления. Заметим, однако, что чаще всего сенсорные подушки, трекболы и трекпойнты (стержневые манипуляторы наподобие джойстика) встроены в клавиатуру, но существуют и автономные устройства.

Трекбол (шаровой указатель) — второе по популярности устройство ввода данных. Похож на перевернутую мышь с вращающимся шариком в верхней части. Устройство неподвижно, вы вращаете только шарик. Шаровые указатели имеют две или более клавиш. Функции клавиши, на которую нажимают большим пальцем, подобны функциям левой кнопки мыши, другие клавиши работают, как правая кнопка мыши, и выполняют некоторые программируемые функции.

Сенсорные подушки приобрели определенную популярность благодаря технологиям, увеличившим их точность и легкость в использовании. Вы управляете сенсорной подушкой, перемещая палец по сенсорной площадке. Движение пальца управляет положением указателя на экране.

Дигитайзеры (планшеты) напоминают сенсорные подушки, но по сенсорной поверхности перемещается специальный указатель. Нажатие кончиком пера на поверхность планшета эквивалентно щелчку левой кнопкой мыши. Переключатель на ручке дигитайзера активизирует функции правой клавиши.

Световые перья работают напрямую с экраном компьютера — указываете световым пятном на объект и нажимаете кнопку.

Но наибольшее распространение после мыши получили джойстики. Ими можно, конечно, управлять и компьютером, но основное их назначение — игры. Наилучшим образом они проявляют себя в авиа— и автосимуляторах.

Сегодняшний джойстик — не примитивный стержень с двумя клавишам, как во времена 286-х компьютеров. Он снабжен многофункциональными и программируемыми кнопками, вспомогательными переключателями на ручке, триммерами (механическими ограничителями секторного типа для центрирования джойстика), регуляторами тяги и поворота (рис. 2.16).

 

Рис. 2.16. Вот такие сейчас джойстики и рули

Цифровая технология и другие новшества, например силовая обратная связь, позволяют чувствовать на руле или джойстике сотрясение и отдачу, привносящие в игру элемент реализма. Новые джойстики, не имеющие проводов, предоставляют большую свободу передвижения. Также для игр используется масса других устройств: игровые коврики, штурвалы, педали управления и даже фрагменты кабин гоночных машин.