Универсальные ЭВМ, разработанные под руководством С.А. Лебедева в московский период
БЭСМ
Технические характеристики: быстродействие — 8-10 тыс. операций в секунду, представление чисел с плавающей запятой, разрядность 39, система ламповых элементов, внешняя память на магнитных барабанах (2 по 512 слов) и магнитных лентах (4 по 30 тыс. слов), устройство ввода с перфоленты (1200 чисел в минуту), цифропечать (1200 чисел в минуту), фотопечатающее устройство (200 чисел в секунду).
Принята Государственной комиссией в 1953 г. с оперативной памятью на ртутБЭСМ-2ных трубках (1024 слова); в начале 1955 г. с оперативной памятью на потенциалоскопах (1024 слова); в 1957 г. с оперативной памятью на ферритных сердечниках (2047 слов). Диодное задающее устройство на 376 39-разрядных слов.
Принципиальные особенности
1. Первая отечественная быстродействующая ЭВМ на электронных лампах (5 тыс. ламп). 2. Блочная конструкция. 3. Опробованы три вида оперативной памяти — на ртутных трубках, потенциалоскопах, ферритах. 4. Плавающая запятая; возможность работы с фиксированной запятой и удвоенной разрядностью. 5. Параллельный принцип действия.
Главный конструктор академик АН УССР С.А. Лебедев.
БЭСМ-2
Серийный вариант ЭВМ БЭСМ АН СССР Основные технические характеристики аналогичны характеристикам БЭСМ АН СССР.
Принципиальные особенности
1. Оперативное запоминающее устройство на ферритных сердечниках. Емкость 2048 39-разрядных чисел. Время выборки 10 мс. 2. Широкое применение полупроводниковых диодов. Количество полупроводниковых диодов 5 тыс., электронных ламп, 4 тыс. Количество ферритных сердечников 200 тыс. 3. Усовершенствованная (мелкоблочная) конструкция, значительно повысившая надежность и удобство эксплуатации. Применены разъемы с плавающими контактами.
На серийных машинах БЭСМ-2 решены сотни тысяч задач чисто теоретических, прикладной математики, инженерных и пр. В частности, рассчитывалась траектория полета ракеты, доставившей вымпел Советского Союза на Луну.
Машина разработана и внедрена в народное хозяйство коллективами ИТМ и ВТ АН СССР и завода им. Володарского. Серийно выпускалась с 1958 г.
Главный конструктор — Герой Социалистического труда академик С.А. Лебедев.