Видеокарты
О видеокартах можно сказать и мало, и много. По большому счету, они различаются объемом установленной на них видеопамяти — от 32 Кбайт на самых первых до 512 Мбайт на современных видеокартах. От объема видеопамяти зависят поддерживаемые видеорежимы: максимальное разрешение экрана, частота кадровой развертки и количество отображаемых цветов. Различают видеокарты и по типу монитора, на который они могут выводить изображение.
Достаточно сказать, что ведущие производители графических чипсетов каждых полгода выпускают чипы со все большими возможностями и большей производительностью. А изготовители видеокарт, в свою очередь, выпускают карты не только на полнофункциональных чипсетах, но и урезанные версии: или с отключением каких-либо функций, или с меньшей рабочей частотой, или с меньшим объемом видеопамяти. И получается, что в младшую (по цене и по возможностям) или среднюю категории попадают как новые видеокарты на урезанных версиях чипсетов, так и видеокарты, бывшие лучшими полгода-год назад.
Табл. 2.1. Соотношение параметров
Все современные видеокарты выпускаются только для шины AGP. Графическая шина AGP (Accelerated Graphics Port — ускоренный графический порт) является дополнением к внутренней шине, соединяющей процессор, оперативную память и чипсет. Работает на вдвое большей частоте, чем PCI, и может обращаться к оперативной памяти напрямую — без участия центрального процессора. В связи с этим на видеокарте можно установить только память, достаточную для поддержки необходимого разрешения и количества цветов, а дополнительные видеостраницы размещать в оперативной памяти компьютера, просто меняя их местами для быстрого доступа. Количество страниц будет ограничено только размером оперативной памяти. О видеопамяти можно сказать, как и об оперативной памяти: чем больше, тем лучше, если только ваш монитор и видеокарта (а иногда и программное обеспечение) в состоянии ею распорядиться.
Использование видеоплаты с 4 Мбайт памяти с 15" монитором при обычной офисной работе может оказаться избыточным. В таблице 2.1 приведено соотношение между разрешением экрана и необходимой для этого памятью.
Следовательно (при определенном значении объема видеопамяти), при установке более высокого разрешения количество отображаемых цветов будет уменьшаться.
Соотношение справедливо для любых видеокарт, мониторов и программ, с той лишь поправкой, что современные 3D-акселераторы требуют еще примерно такой же объем памяти для обработки данных и формирования дополнительных видеостраниц для ускорения вывода изображения на экран. Также для формирования объемного изображения в играх (не путать с рендерингом трехмерных сцен в профессиональных графических программах) необходимо такое же количество памяти для Z-буфера. Он служит для расчета видимости объектов заднего плана, частично или полностью перекрываемых другими объектами. Эти дополнительные мегабайты в двухмерной графике (большинство неигровых программ) совершенно не задействованы.
Так как реальное оборудование всегда имеет конечную скорость работы, то при увеличении разрешения частота кадровой развертки, естественно, будет уменьшаться. Бытует мнение, что увеличение объема видеопамяти позволяет увеличить частоту кадровой развертки. Это неверно. Увеличение объема повышает общее быстродействие компьютера во многих программах, которое также связано с типом установленной видеопамяти.
Рис. 2.11. Современные видеокарты от ATI (Radeon 9700) и nVidia (GeForce 4 4600)