Интернет как социальное явление

Выявление места и роли интернета (INTERnational NETwork) в жизни современного общества составляет актуальную междисциплинарную научную задачу. Практическое воплощение глобальной сети в самых разных областях общественной жизни пока явно опережает соответствующую рефлексию по данному поводу.


Появившиеся и появляющиеся в последнее время работы больше посвящены отдельным аспектам этой проблемы (СМИ и интернет, экономика и интернет, политика и интернет и т.д.), тогда как обобщающие и междисциплинарные труды практически отсутствуют.

Если за отправную точку взять утверждение Н. Лумана, что «культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации в новых условиях»,(1) то место и роль интернета проще всего определить путем последовательного сопоставления нескольких наиболее известных терминов, с помощью которых разные исследователи пытались зафиксировать вектор эволюции современного общества: «постиндустриальное общество» - «сверхиндустриальное общество» - «информационное общество» - «сетевое общество».

Действительно, в родившемся еще в 1950-60-х годах понятии «постиндустриальное общество» (Д. Белл, Д. Рисмен, 3. Бжезинский и др.(2), зафиксировано лишь отграничение от предыдущей стадии развития. Это было лишь как бы отрицательное определение. В нем нет даже намека на то, каким общество должно стать «после». Если в альтернативном термине «индустриальное общество» присутствует фиксация основы этого общества, то в словосочетании «постиндустриальное общество» такой фиксации нет. Тем самым термин оказался «открытым» для заполнения новым и более адекватным содержанием. Начались интенсивные дискуссии.

Введенный Э. Тоффлером (также - Ф. Махлупом, Т. Умесао и др.) термин «информационное общество» уже претендовал на некоторое положительное описание постиндустриальной реальности. Так, согласно У. Драйзарду(3) , информационное общество - это общество, где основным видом экономической деятельности становится производство, хранение и распространение информации.

Наконец, у М. Кастеллса(4) появляется понятие «сетевое общество» («виртуальное общество» по А. Бюлю и т.п.). Была специально подчеркнута ведущая роль компьютеризированных информационных линий связи. Именно сеть интернет, реально утверждающая информацию как цель и способ существования общества и тем самым постепенно пронизывающая общественную жизнь во всех ее измерениях, превращается в главную (системообразующую) структуру общества.

Одним из первых, кто попытался описать суть радикальной трансформации (давно говорят о целой «информационной революции») самого образа жизни под воздействием информатизации и компьютеризации, был Ж. Бодрийяр(5). На основе изучения процессов интенсификации сбора и обработки информации он сделал вывод: информации становится всё больше, а ее осмысления всё меньше. Отсюда в самой культуре начинают доминировать виртуальные модели.

Соотношение «знакозначаемое» теперь подменяется соотношением «знак-знак». Наступает господство «симулякров», копий без оригиналов (кстати, в подтверждение этих слов можно вспомнить всесилие постмодернистских ценностей, распространение конструктивизма, развертывание рекламного дела и ПР-деятельности).

Сегодня уже СМИ берут на себя функции науки - «журналистское расследование» уступает место «журналистскому исследованию», которое зачастую заменяет собой академическое знание. Отсюда прогноз: виртуализация культуры, экономики, политики радикально трансформирует сам образ жизни современной цивилизации.

Итак, согласно данному взгляду,(6) виртуализация всех сторон общественной жизни есть ключ к пониманию современности. Г. Дебор убедительно писал об «обществе спектакля», где истина, подлинность, реальность уходят, а на их место приходят шоу-политика, шоу-правосудие и подобные вещи, которые свидетельствуют, что зрелище становится главенствующим и, быть может, единственным видом социальной реальности.

Конечно, когда главные социальные процессы начинают разворачиваться в «четвертичном» секторе, можно и нужно ставить вопрос о новых видах отчуждения. Если бытие действительно начинает сводиться к обладанию (Э.Фромм), то с помощью понятийного аппарата «информационного общества» можно попытаться объяснить некоторые важнейшие черты современной эпохи.

Перемещение удельного веса в цепочке «информация (содержание) - сообщение (передача, обмен сообщениями) - восприятие (понимание)» от крайних к срединному члену во многом коррелирует с современными новациями (не познание, а интерпретация событий, не отражение действительности, а ее созидание и т.д.). Технологическое звено начинает господствовать. Манипулятивность, социальная инженерия, PR-технологии - всё это черты нового, «информационного империализма».

Итак, представлена проблема: «виртуальная реальность» - это лишь эпифеномен современной социальной реальности или современная социальная реальность всё больше эволюционирует в артефакт «виртуальной реальности» (расхожими становятся понятия «виртуальные деньги», «электронная подпись», «электронная коммерция» и т.п.).

Надо отметить, что, обсуждая данную проблему, о роли интернета в современном обществе говорят прямо противоположные вещи. Так, М. Маклюэн(7), рассматривая технологии коммуникаций как своеобразное продолжение сознания людей, связал культурное содержание каждой эпохи с определенным видом коммуникационных технологий и выразил свою основную мысль в следующей максиме: «Средство коммуникации есть сообщение».

Противоположная позиция выражена в альтернативной максиме Д.В. Иванова: «В Интернете не создается никакого знания»(8). В таком случае «информационное общество» естественным образом рассматривается не более чем «коммуникационное общество» (накачка и перекачка информации), а интернет - просто «кибер-протез» этого общества.

Д.В. Иванов настаивает, что информационное общество вообще пока нигде не состоялось, хотя основные экономические институты постиндустриального общества налицо(9). Вероятно, трактовать данное утверждение можно не только в том смысле, что понятие «информационное общество» больше употребляется в значении тенденций процесса, чем результата нынешнего состояния общества, но и в том, что информационная структура пока не стала главной в социальной структуре общества.

Интернет можно рассматривать как некоторый фокус всех современных проблем и тенденций развития (глобализация мира, усиление социальной многомерности и т.д.).
Так, уже предыдущие типы и формы СМИ показали, что всё больше и больше проявляется противоречие между нарастающими информационными потоками и возможностями человека по восприятию и переработке информации. Основная масса уже не в силах справляться с этими потоками и вынуждена следовать за «лидерами мнений».

Развертывание глобальной сети ведет к обострению проблемы - скоро уже элита не сможет контролировать эти потоки. Требуется глубокое и всестороннее осмысление феномена множащейся «избыточности» информации, роста «барьеров» восприятия и подобных феноменов, связанных с проблематикой формирования и всестороннего развития «информационной культуры».

В применении к России проблема информатизации общества, с одной стороны, носит скорее теоретико-познавательный характер (из-за неразвитости компьютерной базы), с другой - вызывает острые дискуссии. Появились основополагающие описания «российского интернета»,(10) но, к сожалению, пока только со своей технологической стороны.

Социальная проблематика развертывания глобальной сети пока только пробивается в качестве заглавных тем на конференции и на страницы научных журналов (зарубежных - The Information Society; Information, Communication and Society и др., отечественных - «Информационное общество», «Мир Интернет» и др.).

Отечественными исследователями выделено несколько моделей перехода Российской Федерации к информационному обществу. В основе всех этих моделей лежит механизм соединения научных открытий с технологией, технологии с производством, а производства - с обществом во всей сложности его социальных характеристик.

При этом наиболее близкой к российским реалиям и российскому государственному менталитету признается так называемая «военная» модель, которая через соединение с широким и свободным национальным рынком может вывести Россию в разряд информационных обществ. Тем не менее, остается открытым вопрос о путях врастания Российской Федерации в информационное общество. Предстоит масса исследований в этом направлении.

С.В. МИХАЙЛОВ

Примечания:
1. Луман Н. Невероятность коммуникации // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3.2000.
2. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному обществу // Вестник ВОИВТ. 1990. №3. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1973.; Абдеев P.O. Философия информационной цивилизации. M, 1994.;Brzezinski Z. Between two ages. N.Y., 1970. и др.
3. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
4. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of the Network Society. Oxford, UK, 1996.
5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.;Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996.
6. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2000.;Иванов Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. T.I. №1.
7. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2000.С. 52.
8. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2000.;Ивапов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. ГЛ. №1.
9. Иванов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.1.1. №1.
10. Садовничий В.А. и др. Российский Интернет в цифрах и фактах. М., 1999.


Источник: "Россия в зеркале времени" 2001 г.

Другие новости по теме:


18 февраля 2010  |   Опубликовал: Дым   |   Просмотров: 10538  |   Версия для печати

О сайте

На сайте представлены материалы по информатике, по истории создания ЭВМ, самоучители, статьи, обзоры, новости компьютерной тематики и другая интересная и полезная информация.

Контакты

Администратор

x